Столпы веры. Патриарх Сербский Павел

Патриарх Сербский Павел

«Я познакомился с Патриархом Павлом, — вспоминает Патриарх Сербский Ириней о своем предшественнике, — когда он был еще мирянином, в тот год, когда я находился в монастыре Преображение. Монастырь в духовном смысле был очень хорошо организован, там жили два известных духовника – отец Васиан и отец Евстатий святогорец. Отец Васиан принадлежал к богомольческому движению, трудился как миссионер и проповедник, монастырь всегда наполнялся благочестивым народом со всех краев Сербии, поддерживался благочестивыми людьми. Это давало мне чувство силы веры, силы Церкви, осознание их значения в нашей жизни. Патриарх Павел, тогда еще Гойко Стойчевич, находился в соседнем монастыре Благовещение, так что мы знакомы с тех пор. Когда пришла пора отправляться в семинарию и необходимо было написать прошение епископу, пошел к Гойко, чтобы он помог мне это прошение составить. Вскоре он, уже иеродьякон, был назначен преподавателем семинарии, и там наше общение продолжилось, а когда я стал преподавателем, он был уже епископом Призренским, так что мы на протяжении многих лет служили рядом. Это был благородный человек. Его слово было непоколебимо, позиция, которую он занимал, – всегда твердой, он не отступал от нее ни при каких условиях. В нас, молодых, это вызывало огромное уважение к его личности. Он со всеми находился в добрых отношениях, к нам, ученикам, обращался на «вы», в отличие от других преподавателей, и это как то поднимало нас в наших глазах, укрепляло. Мы были с ним, я могу так сказать, в достаточно близких отношениях, тесно связаны, особенно драгоценной стала его помощь, когда я исполнял обязанности ректора. Из всего этого родилась наша истинная дружба, которая продолжалась позднее, в период моего служения епископом, и была для меня очень важна. Я всегда разделял позицию Патриарха Павла».

Проповедь Патриарха Сербского Павла на Божественной литургии в день памяти святого Александра Невского, храм святого Александра Невского, Белград, 12 сентября 1997 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Из жизни святого князя Александра Невского, как и всех святых, поучимся жизни, какой они жили, вере, какую они исповедовали, и, что самое важное, как они души свои освятили и в Царствие Небесное ввели, и так исполнили смысл и цель жизни нашей, который нам Бог заповедал, как сказал Иисус Христос: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12,26). Господь наш — в Царствии Небесном, и слуга Его там и должен быть.

Всегда это важнее всего: поучаться вере и жизни в вере. Такой была и жизнь этого князя. Он жил во времена, когда татары завоевали землю русскую, но своей верой, которую открыто исповедовал перед татарским ханом, отказавшись кланяться идолам, он воистину заслужил Царствие Небесное, а Бог таким людям дал силу побеждать тех, кто нападает на их свободу. Он победил всех, а Бог помог русскому народу освободиться от татарского рабства в то время, когда мы попали в турецкое рабство.

Значит, важнее всего, чтобы каждый из нас, как орган в теле, оставался здоровым и старался исполнять свою функцию наилучшим образом на благо целого организма, а, говорю и повторяю себе и вам, братья и сестры, организм — это одно целое, у которого нет другой функции, кроме блага каждого его органа. Таким органом нужно быть и таким должно быть и наше отношение к обществу и народу, в котором живём, ко времени, в котором живём. Пусть каждый из нас старается, чтобы организм этот, тело народа, было здоровым, старается своей верой и жизнью в вере, своей святой верой и святой жизнью. Так мы поможем своему народу быть и оставаться народом Божьим.

Во всех последних войнах, от Первой мировой войны, затем, двадцать лет спустя, Второй мировой войны, и, меньше чем через пятьдесят лет, этой войны, за свободу, за правду, за истину, всегда погибали из нашего народа самые искренние, самые достойные быть жертвами за свой народ и за свою веру. Я не говорю, что все мы, кто пережил то время, что все мы лучшие, но, во всяком случае, те, кто был готов к жертве, погибали, и сейчас мы видим, насколько мы смогли встать вровень со своим временем и представлять сербский народ, его свободу, его правду, его истину, его мир и его общность, то есть всю его полноту. Что будут делать другие и что они делают, это зависит от них, но что будем делать мы — зависит от нас. Будем ли мы поступать как люди или нелюди, тем более что и мы, видя действия других людей, осуждаем всё неистинное, неправое, то, что не по правде Божией и что недостойно имени нашего народа. Если мы это осуждаем, неужели будем поступать так же? Воистину, тогда заслужим ещё большее осуждение, ибо они не ведают, что творят, но мы должны знать, что творим из слов Господа.

Нужно молиться Богу после всех тяжёлых времён, после войны, после (экономических) санкций (против Сербии), после всего, что случилось с нами, Богу молиться и жизнью своей свидетельствовать о Сыне Божьем, Который пришёл, чтобы просветить и освятить нас, и даровать нам Царствие Небесное, если заслужим. Молясь Богу и святому князю Александру, и всем святым из рода нашего, рода сербского, я призываю благословение Божие и святых на вас, священники этого храма, на его прихожан и на всех тех, кто почитает святого князя. Благослови вас Бог!

Источники:

Мудрое слово о правде, лжи и соблазнах современного мира. Пешком в вечность. — М., «Ковчег», 2014 г. — 304 с.;

Люди Сербской Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. — М., «Никея», 2015 г. — 135 с.

Комментирование запрещено