Столпы веры. Ксения Петербургская

Ксения Петербургская

И вот консилиум лучших врачей Петербурга осматривает 26 летнюю женщину. Родственники уверены: после смерти мужа она повредилась рассудком, облачилась в красно зеленую форменную одежду мужа и уверяет всех, что Андрей Федорович не умер, а умерла его супруга, Ксения Григорьевна. Теперь она себя называет Андреем Федоровичем. Ушла из дому, пошла бродяжничать. А сам дом и все имущество решила отдать знакомой бесприданнице, унтер офицерской вдове Прасковье Антоновой. На вопрос же, где будет теперь жить, безучастно ответила: «У Него под покровом птицы небесные. Не сеют, не жнут. Я не хуже птицы небесной!»

Правда, Прасковье поставила условие: чтобы пускала в дом ночевать нищих. Вдова свое обещание сдержала. И из одинокой женщины превратилась в счастливого человека. У нее появился смысл жизни, потому что все те нищие, которые приходили ночевать в ее дом, стали ей родными близкими людьми Как вы себе представляете? Юродивая, обладающая домом, богатством, вдруг решается стать бездомной и бедной! Ведь бездомный – это унижаемый в социуме человек, это наши нынешние бомжи. Бомжа никто не уважает. Этот отказ от всего материального структурно входил в подвиг Ксении Блаженной. Родственники, шокированные ее поведением, требовали освидетельствовать несчастную и признать ее, выражаясь сегодняшним языком, недееспособной.

Одним словом, врачи, обследовавшие Ксению, все поняли. А потому придворный лекарь, выдав Ксении заключение, неожиданно поклонился и попросил: «Моли бога о нас, Андрей Федорович». Так молодая состоятельная женщина ради спасения души своего мужа добровольно стала юродивой бродяжкой. Ксения Петербургская не год, не два, а до самой смерти будет нести свой крест. На этом пути она обретет дар исцелять и предвидеть будущее.

Подвиг Ксении еще и в том, что она решила отмолить грехи своего любимого мужа, с которым была повенчана. Ведь раньше для того, чтобы стать мужем и женой, необходимо было венчаться в храме. Это сейчас стало модным приехать в церковь на дорогой машине, в дорогом платье, взять в руки свечки. Мало кто задумывается над тем, что этот обряд делает людей одним целым. Считается, что семья, брак – это прообраз царствия Божьего на земле. И для многих это не пустой звук. Ведь, соединяясь перед Богом, ты, по сути, перестаешь принадлежать себе. Ты, совершая те или иные поступки, несешь ответственность и за другого человека. И Ксения с этой ответственностью справилась. Она, не задумываясь, ради души своего любимого пошла, пожалуй, на самый трудный подвиг – бросила вызов всему, что ее окружало.

Босая, в любую погоду одетая в один мундир, она скиталась по городу, живя подаяниями. Милостыню она также не принимала. У добрых людей брала лишь «царя на коне» – медные копейки с изображением всадника. Однако тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она, или покупала самое необходимое. Тратила она на себя десять – пятнадцать копеек в месяц, в том числе и на баню. И она избежала великого соблазна, ставшего камнем преткновения для многих мнимых юродивых, которые «по копеечке собирали великий капитал» на старость, и тем самым губили плоды всех своих подвигов. Петербургская блаженная могла скопить огромное состояние. Люди, приметив ее духовные дары, стали весьма часто давать большие суммы денег «на молитву»… Но Ксения никогда не брала больше одной копейки. Одну копейку она нередко и сама просила, но две никогда не принимала, как бы ее ни упрашивали. И удивительное дело! Не имея запасов и капиталов, блаженная Ксения всю жизнь провела в полном, с ее точки зрения, материальном достатке, потому что была всегда и всем довольна, все желания ее зависели только от ее личной воли и потому всегда удовлетворялись. В народе осталась память о том, как своими «копеечками» ей удавалось содержать несколько сот бедных семейств. Даже самая ничтожная ее помощь приносила счастье. А человек, получивший вдруг от блаженной десяток копеечек, вскорости неожиданным, таинственным образом становился богачом и в свою очередь начинал щедро жертвовать…

– Я так счастлива, как только можно быть счастливой, – говорила она, когда окружающие пожимали плечами, удивляясь ей, или смеялись над ней. Когда же юродивой предлагали поселиться в богатом купеческом доме и стать в нем хозяйкой, Ксения отвечала: «Зачем мне без нужды страдать?» И бродила целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга. Изредка заходила к своим знакомым. Те кормили ее обедом, после чего блаженная снова отправлялась странствовать. Бог наградил Ксению могучим здоровьем. Она никогда сильно не болела, а «для укрепления здравия» раз или два в месяц ходила в баню. Там она снимала верхнее платье и, оставаясь в одной рубашке, смачивала холодной водой голову и ложилась на полок. Попарившись час два, блаженная надевала на мокрую рубашку кофту с юбкой и выходила прямо на улицу даже в тридцатиградусный мороз… «Не проймет», – говаривала Ксения. За долгие годы форма мужа превратилась в лохмотья и уже с трудом прикрывала тело юродивой. Жители Петербурга, жалея Ксению, не раз предлагали ей новую одежду.

– Не позволишь ли, Андрей Федорович, подарить тебе тулупчик?
– Подари его тому, кто без него несчастен, кому он принесет радость, – отвечала Ксения.
– А какую радость я мог бы тебе сделать?
– Люби ближних своих. Когда я вижу доброго человека, я радуюсь больше всего, и нет мне другой радости!

Она принимала в дар лишь красные юбки и зеленые кофточки, чтобы соответствовать форме мужа. Эта одежда повторяла цвета формы Преображенского полка. Горожане обращались к ней, как она просила – Андрей Федорович, а за глаза Ксенюшкой. Как правило, на Руси юродивых всегда жалели. Наверное, это свойство русского характера. Но пройти путь от жалости до почитания мог лишь тот, кому верили. Ксению же Блаженную горожане стали почитать еще при жизни. И стали привечать, потому что заметили: там, где она появлялась, воцарялись мир и счастье. Купцы увидели, что, если она заходила в захудалую лавку и брала себе орешек или пряничек, в лавку выстраивались очереди.

Давно уже было замечено торговцами рынка, что, стоило блаженной утром зайти в лавку и взять пирожок или какую нибудь безделушку, попросить «царя на коне», торговля в этот день шла очень бойко. И наоборот, если она отказывалась принять подаяние, то лучше было закрыть лавку, поскольку торговли в ближайшее время все равно не предвидится.

Как только Ксения появлялась около рынка, ее обступала толпа просителей.

– Прими, Андрей Федорович, на помин души, – предлагал ей кто нибудь копеечку. Но юродивая отказывалась:
– Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь!
Другому выставляла иную причину:
– Нет, не возьму, ты, мил человек, бедных обижаешь!

Эти нравственные уроки лишали прибыли торговцев рынка, и между ними установилось своеобразное соревнование в добросовестности и помощи бедным. От того и рынок был прозван Сытным. У петербургских извозчиков происходило то же самое «чудо». Ведь молва быстро разносила подобные истории по всему городу. Всем стало известно: к кому Ксения сядет и проедет хоть сажень, тот будет иметь удачливый день. Число извозчиков, гонявшихся за блаженной с Петербургской стороны, доходило до нескольких сот.

Разносчики пряников, булок, яблок, пирогов и прочей снеди, издали заметив Ксению, раскрывали свои лотки и с нетерпением ждали, чтобы она взяла у них хоть что нибудь. Прохожие немедленно вставали в очередь к счастливцу и раскупали у него в несколько минут все, что было на лотке. Однако и с извозчиками, и с разносчиками, и вообще со встречавшимися на ее пути людьми юродивая вела себя очень разборчиво. Она почти безошибочно угадывала доброго человека, попавшего в беду, и злого человека, живущего в грехе. И помогала и помогает только первым. Еще не любила пьяниц, обходила их стороной.

***

иерей Даниил Сысоев, проповедь в день памяти Ксении Петербургской

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Одна из самых почитаемых русских святых, прославленная хотя и недавно, в 1988 году, но почитаемая в течение всех тех лет, которые прошли со дня ее кончины. Она скончалась в конце XVIII века. В день ее памяти стоит подумать, что такое подвиг юродства. Многие люди, когда узнают, не понимают, что это такое, начинают соблазняться, а многие начинают юродствовать ради себя, а не ради Христа. Дело в том, что христианин должен помнить, что, если касаться его разума, есть вещи, которые более высокие, чем разум. Современная наша человеческая культура, наша цивилизация, начиная с XVII века, делает целый культ разума. При французской революции, революционеры вместо храмов Божиих ставили статуи богинь разума. Считалось, что разум выше всех у человека. Юродивый (особый святой, буквально – сумасшедший ради Христа человек) говорит, что разум не самая высшая вещь человека. Он говорит, что готов ради Бога пренебречь своим разумом, своей рациональностью, для того чтобы достигнуть божественной жизни. Зачем это нужно? Христианство утверждает, что Бог есть сверхразум. И познать Его пути человечество до конца не в состоянии. Его пути бесконечны, разум не может постичь бесконечное до конца, только отчасти. И наступает такой момент, когда человек, чтобы познать больше, становится скован какими то своими внутренними предрассудками.

Есть такое понятие «здравый смысл», у человека он работает, но бывают такие случаи, когда здравый смысл начинает противоречить со словом Божиим. Здравый смысл требует убить ребенка, чтобы пожить «для себя». Это на самом деле является болезнью разума, которая мешает узнать откровение Божие. Таких примеров болезни разума очень много. Например, когда разговариваешь со свидетелями Иеговы, которые ко всем пристают, они вам скажут, что не могу признать учение о Святой Троицы, потому что это противоречит моему разуму. Получается, что мой разум не доверяет откровениям Божиим. В такой ситуации нужно сказать: «От такого разума нужно отказываться!» Чтобы показать, что светский разум ничто по сравнению с Божиим, появляется такой разряд святых, которые называются Христа ради юродивыми. Это люди, которые были вполне разумными, они не были душевно больными, вполне вменяемыми, вполне здравомыслящими людьми, но они ради Христа притворяются сумасшедшими. С какой целью? Чтобы скрыть те величайшие дары Святаго Духа (мы знаем, что практически все Христа ради юродивые обладали даром пророчества). И многие древние пророки вели себя как юродивые, как сумасшедшие, чтобы открыть тайну Божию. Они скрывали данные от Бога таланты под сумасшествием, чтобы не быть охваченным страстью гордыни, тщеславием, которое может пожрать любого человека, чем больше дары, тем сильнее эта страсть действует на человека.

И для того, чтобы обличить таким образом безумие мира. Апостол Павел говорит: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:22–24). В древнем мире не понимали, как может грязная плоть принять высшее начало? Это же невозможно, это сумасшествие. Но как раз слово Божие говорит обратное. У Бога был замысел спасти людей от греха этим безумием, потому что человек делает то, что кажется противоречащим здравому смыслу, кажется, нет мельчайшего здравого смысла. Это было угодно Богу. Этим спасти верующих. А для остальных уверовавших мы проповедуем Христа распятого, Божию премудрость, Божию силу, потому что кажется не мудрым у Бога, мудрее человека, то, что кажется немощным у Бога, оно сильнее человека.

Этот аспект христианства подчеркивают Христа ради юродивых. Они показывают, что наш здравый смысл не охватывает мира, он не способен просто охватить мир. Есть больший разум, чем наш разум. Иногда кажется, то, что говорит этот разум, неразумным. Кажется нам чем то сумасшедшим. А что нам кажется сумасшествием, на самом деле является глубочайшей милостью, и это связано не с тем, что христианство разум отрицает, оно просто ставит его на место. Разум хорош, замечателен, но он подчинен откровению. Подчинен тому, что является источником разума, тому, кто является причиной всякого разума. Как раз это показывают Христа ради юродивые. Они еще показывают, что христианство не сводимо к внешним нормам нравственности. Очень часто они делают такие вещи, которые кажутся нам выходящими за рамки приличия и за рамки нравственности.

Василий Блаженный голый ходит по Москве, садится на паперть и по пятницам кушает мясо. Но тем не менее мы видим, что он делает это не случайно, а руководим Духом Божиим. Почему он это делает? Потому что он хочет показать нам одну простую вещь, что суть христианства в любви между Богом и человеком. Не просто в наборе правил, к которым многие пытаются свести христианство, очень часто людям хочется, чтобы им дали свод правил, который бы они выполнили и Бог от них бы отстал. А юродивый говорит, что не выйдет. Бог не отстанет, и христианство к своду правил не сведешь. По какому правилу надо ходить в камзоле синем? По какому правилу Василий Блаженный мясо ест? Да не по какому правилу. Он делает это, чтобы его не хвалили, чтобы не считали его святым, чтобы ругали и оплевывали. Он хочет этого, потому что он знает, что тщеславие украдет у него благодать Божию. Он знает, что жизнь Божия покинет его, если он будет гордиться, превозноситься. А плевок, который ему в лицо дадут, он пойдет ему на пользу. Это вещи, которые не сводимы к здравому смыслу, они и показывают, что христианство есть нечто большее, чем сведение к рационализму.
Сколько раз пытались к закону сводить христианство? И иудеи христиане первого века говорили, что надо закон выполнить и спасен. Фарисеи говорили, что им достаточно закона для спасения. Потом приходили старообрядцы, говорили, что устав выполнишь и все, спасен. Но христианство не сводимо к закону. Христианство – живое общение Бога и человека, в котором есть много вещей, которые не влезают в обычные рамки. Как говорит апостол Павел, «закон положен для грешников» (1 Тим. 1:9), для блудников, прелюбодеев, мужеложников, убийц, хищников, воров, злодеев, для всех тех, кто не повинуется славному благовестию Бога. Он нужен для того, чтобы человек вырвался из этих обычных смертных грехов. Для этого мира закон необходим, христианство не отбрасывает закон, оно не поступает как некоторые сектанты, которые говорят, что никакой нравственности нет. Нравственность есть, это способ научиться самым азам. Действительно, если человек начнет юродствовать, не научившись ни грубить, ни воровать, ни убивать, он вместо того, чтобы Богу служить, будет служить дьяволу. Эти подпорочки нужны, чтобы человек ходить научился. Когда человек только родился, он лежит в кровати и даже поворачиваться сам не может. Подрастает, начинает ползать, потом ему ходунки дают. Ходунки эти и есть закон, то делай, то не делай. Хорошо, правильный закон. «Заповедь свята и правильна» (Рим. 7:12) – как говорит апостол Павел. Но если человек на ходунках остановится, я подозреваю, что далеко он не уйдет. Как раз ходунки нужны для того, пока человек не научился ходить.

И Христа ради юродивые говорят, что есть путь, который ведет дальше закона, путь, которым должен ходить каждый человек – путь прямого личного общения с Богом. И пока человек все делает по правилам, он от этого личного пути Богообщения будет далек. Это очень важно помнить и именно поэтому Господь давал Христа ради юродивым великие дары: чудотворения и исцеления. Сколько помощи оказывали Ксения блаженная, блаженная Матрона. Хотя жизнь их не вписывалась в обычные рамки, именно по той причине, что они любили Бога. Эта любовь действительно становилась сердцевиной их жизни. Блаженный Августин говорил, что есть очень простой принцип, «возлюби Бога и делай что хочешь». Но сначала возлюби Бога, а чтоб полюбить, сначала научись делать закон, и начни общаться с живым Богом. Живой человек общается с живым Богом, своим Небесным Отцом. И тогда, общаясь с Ним, он может делать действительно все, что хочет, потому что греха он делать не будет. Конечно, он не будет нарушать нормы закона, но из обычных правил будет выдаваться.

Давайте помнить о той цели, к которой мы призваны. И помнить, что наша задача – стать живыми людьми, не какими то компьютерными, программированными на определенную программу, а живыми людьми, которые общаются с живыми силами Небесного Отца нашего. Но есть и обратная вещь. Есть примеры самовольного юродства, когда люди начинают брать на себя самовольно то, что им не дано. Не научившись соблюдать заповеди Божии, начинают пытаться подражать, имитировать из себя юродивого. Такие люди находятся в состоянии самой большой прелести. Здесь происходит обратное, вместо того, чтобы бороться с гордыней, человек начинает гордыню выкармливать. Возникает такой как бы мазохизм. Некоторые люди говорят, что нужно самим на неприятности нарываться, потому что это по христиански. Это ложное юродство, как принято называть среди священников – «себя ради юродивые», которые юродствует не для того, чтобы убежать от славы, а чтобы получить славу. Как сказал один из духовников XX века, отец Никон Беляев, «сейчас стать старцем очень легко, проползи один раз на коленках вокруг храма, начни бормотать непонятные вещи и просфорку всем раздавать, сразу будешь старцем». А если ты еще при этом без благословения архиерея начнешь отчитывать, ты будешь великим старцем, к тебе сразу толпы пойдут. Это пример лжеюродства, когда человек ищет славы себе при помощи ложных дел.

Чем отличается истинный юродивый от ложного? Истинный юродивый ищет славы Богу и старается славу свою вообще отбросить полностью. Ложный юродивый ищет славы себе, а Бог для него уже как следствие. Поэтому надо уметь различать одно от другого, потому что ложь от истины отличаются небольшим расстоянием. Но эта маленькая добавка лжи извращает все. Если столовую ложку цианистого калия высыпать в бочонок меда, то спокойно можно отравиться. Точно так же и человек, если он начнет искать славы себе, а не Богу, то он отравит очень многих вокруг себя. Давайте помнить, что наша задача научиться превзойти закон – сначала научиться, потом превзойти. Не ограничиваться им, но и не отбрасывать его. Потому что Бог хочет, чтобы мы были перед ним непорочными и чистыми. Не искали славы себе, а искали славы Ему. И тогда Он сам прославит, как Он прославил блаженную Ксению. Да поможет нам Бог в этом прекрасном пути богообщения. Храни вас Бог!»

***

Печатается по книге И.И. Охлобыстина «Ксения Петербургская»

Комментирование запрещено