20 ноября в Общественной палате РФ обсудили вопросы развития семейного образования в России и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования.
Участники круглого стола подготовят рекомендации по государственной поддержке семейной формы обучения детей и воспитанию традиционных ценностей в вузах. Соответствующие рекомендации ОП РФ направит в профильные органы власти.
«Семейное образование как форма обучения, осуществляемого родителями в семье, вне образовательных организаций, признана российским законодательством с 1992 года. Федеральным законом «Об образовании в РФ» право на выбор семейного образования имеют все родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Может ли семейное образование быть эффективным средство развития личности?», — открыл круглый стол по семейной форме обучения член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.
По его мнению, семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями.
«По оценке экспертов, на сегодня это наиболее быстро растущая форма получения общего образования в мире. Возрастает интерес к семейному образованию как со стороны российских семей, так и со стороны экспертов в области образования и представителей академического сообщества», — отметил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.
Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что «при народной бедности мы не можем отказаться от школы, так как для обеспечения семьи необходимо, чтобы работали оба родителя».
«Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка, дети находятся в постоянном общении с другими детьми — система начинает сама себя воспитывать, Этим процессом должен управлять отец, мать помогать ему. В таком случае дети растут в любви, безопасности, в атмосфере душевного благополучия», — описал модель идеальной семьи протоиерей.
Заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета Лев Мардахаев отметил, что увеличивающийся интерес к домашней форме обучения вызван кризисом школьного образования.
«Школа — это живой организм, писали классики педагогики, а дело директора — поддерживать его жизнедеятельность. Из-за политики объединения школ директора даже не знают преподавателей в лицо, а школьники и их родителей заточены на подготовку к ЕГЭ, а не на освоение материала», — подчеркнул Мардахаев.
На круглом столе, посвященном воспитанию традиционных ценностей в высших учебных заведениях, протоиерей Дмитрий Смирнов подчеркнул, что здоровая семья возможна только в том случае, если люди, которые ее образуют, являются носителями ценности семьи. По его мнению, в высших учебных заведениях нужно ввести курс, на котором бы молодым людям объяснялось, «почему Бог создал человека как семью — мужчину и женщину».
Секретарь патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Сергей Иваненко привел тревожную статистику. 23% женщин в России воспитывают детей без супруга, коэффициент рождаемости составляет 1,75, тогда как для демографической стабильности необходимо 2.1.
«Для исправления ситуации необходимо готовить молодежь к браку, воспитывая в них традиционные семейные ценности еще на первых курсах вуза», — заключил Иваненко.
«Важную роль в деле популяризации семейных ценностей и защите семьи может и должна сыграть система высшего образования. Ежегодно более 5,5 миллионов студентов проходит через организации высшего образования. Большинство из них уже создали или в ближайшее время будут задумываться о создании семьи, рождении и воспитании детей. Помочь им подготовиться к этому на прочном основании традиционных для народов нашей страны семейных и духовных ценностей — одна из задач воспитательной работы со студенческой молодежью», — говорится в рекомендациях Общественной палаты РФ.
Пресс-служба Общественной палаты РФ