
Труд Ксении Кривошеиной — пожалуй, самое подробное исследование жизненного пути матери Марии, 70-летие со дня гибели которой отмечается в этом году. Книга состоит из двух частей: собственно летописи жизни монахини, написанной Кривошеиной, и материалов, дополняющих жизнеописание, — это и свидетельства современников, например философа Николая Бердяева, и воспоминания родных матери Марии, и исследования ее литературного творчества, и отрывки из номеров «Вестника» участников французского Сопротивления. Очень помог автору семейный архив: Игорь Кривошеин, отец супруга Ксении Кривошеиной Никиты, сам был участником Сопротивления и вместе с матерью Марией помогал спасать евреев от депортации в Германию, в концлагеря.Полное название книги звучит как «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Читая ее, понимаешь, что вторая часть заголовка, — «Святая наших дней», — это не просто указание на время, в которое выдалось жить героине книги, но и ее характеристика. «Она была дочерью своего времени, той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов, чуяла и предрекала безысходность», — так пишет автор в предисловии к своему труду. Земной путь матери Марии, урожденной Пиленко, вполне оправдывает эти слова. Она родилась в Риге, детство провела в Анапе, юность в Петербурге. Посещала философско-литературные собрания. Со смертью отца отошла от веры. Увлекалась социализмом, курила, влюблялась, не единожды была замужем. Самой сильной, но безответной ее земной привязанностью был Александр Блок. Возвращение на Кубань, революция, Гражданская война, и вот — Мария Кузьмина-Караваева (по первому мужу) — городской голова Анапы, потом — комиссар по здравоохранению и народному образованию. Недолгий период борьбы красных и белых за Анапу — арест и угроза казни — и эмиграция из Советской России в Европу, где ей предстояло встать на монашеский путь и принять смерть в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк.

А исследование Гжегожем Ойцевичем, профессором Варминско-Мазурского университета в Ольштане (Польша), посвящено смерти любимой дочери матери Марии Гаяны. В июле 1935 года она уезжает в Советский Союз и меньше чем через два года «скоропостижно» умирает, по официальной версии — от тифа. Однако польский ученый указывает на множество белых пятен в этой истории: о странной личности Георгия Мелия, мужа Гаяны, о сомнениях в официальной версии смерти Гаяны со стороны, например, Анны Ахматовой и так далее.
Исследования, документы и воспоминания, дополняя картину жизни матери Марии (Скобцовой), которую рисует в первой части Ксения Кривошеина, позволяют непредвзято взглянуть на ее судьбу. Сегодня, когда монахиня уже канонизирована Константинопольским патриархатом, пророчески звучат слова митрополита Антония Сурожского: «Ее образ будет становиться светлей и светлей, ее духовное значение будет для нас всё возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой».
«Вода Живая»