Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и патриарх Сербский господин Павел часто, особенно перед Рождеством и Пасхой, бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны местных и иностранных средств массовой информации. Ибо слова главы Сербской Православной Церкви не только вызывали огромный отклик, но и задавали некий особый, торжественный тон. Большое количество письменных просьб такого рода поступило по поводу 2000-летия христианства и вступления в новый век и в новое тысячелетие. Интервью было опубликовано в рождественском номере одного из самых известных еженедельников Сербии.
– 2000 лет со дня Рождества Господа нашего Иисуса Христа – где мы и каковы мы сейчас как люди, насколько мы далеки от христианского первоисточника?
– 2000 лет, конечно, огромный период. Однако, по слову Христову, чем дальше будем мы приближаться к концу света, а к нему мы движемся неуклонно, тем все тяжелее и тяжелее будет для христианства. Говорит Он: услышите вы войны и вести о войнах, по всему миру будут войны, земля будет сотрясаться, будут голод и повальные болезни. И что умножится беззаконие, охладеет любовь у многих христиан, и восстанет один на другого, и предаст один другого. И дальше говорит, что любовь ослабеет и дойдет до предательства между самими христианами. Но тот, кто претерпит до конца, тот спасется.
Стать христианином в то первоначальное время было непросто. Представьте себе ту эпоху греческого и римского идолопоклонства. Их боги на Олимпе. Они там пьют мальвазию и наслаждаются, дерутся между собой, отнимают друг у друга жен и так далее. А теперь представьте себе такое, что Бог приходит пострадать. Не находится и места, где бы Ему родиться, ни во дворце каком-нибудь, ни в доме, но лишь в пещере. А затем все это время Он гоним и в конце концов распят. И еще молится со креста: «Отче, прости им, не ведают, что творят!» Для культурных греков это было сумасшествие и безумие, а для евреев, которые верили в Единого Бога, это был соблазн, что Бог пришел и страдает.
И сегодня нелегко быть христианином. Поклонник Робеспьера в «Отверженных» Виктора Гюго говорит монсеньору Бьенвеню: «Ваше учение о любви – сумасшествие!» Монсеньор ему отвечает: «Знаете, жемчуг находится в раковине!» Так и мы должны допустить, чтобы «обложка» наша походила бы на сумасшествие, только бы она, однако, содержала жемчуг, чтобы истина была здесь. Или то слово Христово о человеке, который в пустом поле находит спрятанное сокровище. Идет он домой и продает все, что имел, чтобы купить то пустое поле. По глазам своих домашних и других людей видел он, что на него смотрят как на сумасшедшего. Однако знал он то, чего они не знали, что это сокровище даст несравнимо больше, чем все, чем он до сих пор обладал. Люди, которые сегодня не веруют, не нашли сокровища, спрятанного в поле. Или для них проповедь о кресте – сумасшествие. А для нас она, конечно, сила Божья, которая спасает. И сегодня многим трудно понять, что Бог нас, какие мы ни есть, так возлюбил, что послал нам Сына Своего Единородного, чтобы пострадал Он и умер за наше спасение.
– В Христовых словах, которые Вы, Ваше Святейшество, упомянули в самом начале, как нам распознать время, в которое мы живем? Насколько состояние, в котором мы находимся, «заслужено» той жизнью, которой живет этот мир?
– Во всех отношениях для нас как для христиан грех есть причина смерти и причина всех несчастий. Мы сотворены, чтобы быть бессмертными, и, разумеется, сотворены из любви, чтобы любовь имели мы и к врагам, а у нас нет ее и к самым близким. Вы и сами знаете, какое положение в семье, какое положение в обществе…
Человек наряду с умом одарен и сердцем, и чувством, и волей как силой, которая может осуществить то, что ум и сердце сочтут необходимым. А кроме того, он одарен еще и свободой. Человек может жить так, как желает Бог, а может и наоборот. Ибо, как говорит наш философ Божа Кнежевич, «человек есть существо, которому и Бог может обрадоваться и которого и дьявол может устыдиться». Видите, насколько это огромный размах! Где мы обнаружимся, зависит от нас. Во всяком случае, за эти пятьдесят лет вся эта атеизация, все это применение всяческих способов материалистического искажения действительности в самой большой степени стали причиной того, что сегодня мы оказались рабами. Но в конце концов, человек может быть и может остаться человеком и среди нелюдей. Может остаться овцой Христовой среди волков, а может и среди людей быть нелюдем.
Чем тяжелее обстоятельства, в которых человек остается человеком, тем выше он и пред Богом, и перед предками, и перед людьми доброй воли. Вот пример: возле Христа Господа двенадцать Его самых ближайших учеников-апостолов, но Иуда остается Иудой, предателем. А ведь он собственными глазами видел Его жизнь, все Его дела и чудеса, слышал и слова из уст Его, слова, которые мы сейчас можем читать! Часть людей в то время, евреи, ожидали, что придет Спаситель, но что он будет царем этого мира, разрушит Римскую империю и воздвигнет новое царство, в котором евреи будут правящим народом.
А Он проповедует, что умрет на кресте! Неприемлемо! И апостолы происходят из еврейского народа, и Пресвятая Богородица. Христос, правда, не еврей в смысле отцовства, что и сообщает принадлежность к нации. И Адам не еврей и не серб. Он всеобщий отец всех. Все апостолы происходят из еврейского народа и первые христиане, однако большинство из них осталось вне Церкви, не поверило, что Христос – истинный Спаситель. Чем дальше, тем будет тяжелее и тяжелее. Христос знал, как оно будет, Он нас заранее предупреждает, чтобы и мы знали и приготовились, чтобы не пошли за тем большинством, которое идет в пропасть.
Наше дело – стараться быть истинно людьми, готовыми и среди волков быть овцами Христовыми. Бог нас посылает, чтобы мы своей жизнью и верой привлекли бы и волков, дабы и они, если желают, стали бы овцами Христовыми. Но во всяком случае, важнее всего, чтобы мы сами не стали волками. Это нас поддержит и в биологическом смысле, и морально. А если нам должно исчезнуть, да исчезнем как люди. Как нелюди не подобает нам ни жить, ни умирать. Это есть наказ и наших мучеников и новомучеников накануне 2000-летнего празднования Рождества Сына Божьего.
Печатается по материалам: http://www.srpska.ru/article.php?nid=19928