Столпы веры. Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Несколько строк из четырех писем человека, который жил на восточной стороне Берингова пролива в городе, который тогда еще назывался Ново-Архангельск, человека, который так писал в своей книге: «Не смотри на других порочных людей, как они живут, и не оправдывай себя их примером, и не говори так, как говорят многие: что делать! я не один живу так, и не один не исполняю заповедей Христовых, но почти все так делают. Но хотя бы ты и подлинно знал, что все, живущие с тобою, и даже самые те, которые должны быть примером добродетелей и благочестия, живут не по-христиански, то какая тебе от этого польза?… Да и притом, мы можем видеть человека согрешающего, но почти никогда не можем видеть кающагося и очищающагося от грехов своих: и оттого мы очень часто можем ошибаться в том, кто из наших ближних идет по пути Христову и кто не идет».

Письмо 41, Иннокентий, Епископ Камчатский, 1 августа 1843 года, Охотск

Паства моя, хотя не велика числом (до 18 ½ тыс.), но не мала, даже очень не мала добрыми примерами. Не одни Алеуты, как я думал прежде, умеют или умели делиться последнею рыбою с голодающими, не одни они терпеливы, кротки, послушны, миролюбивы, набожны и проч. Почти все народы живущие в пределах Камчатской епархии имеют такие же качества; только по набожности и приверженности к вере и слышанию слова Божия, Алеуты стоят в первом разряде. Даже некрещенные Коряки и Чукчи имеют много добрых свойств и обычаев. Гостеприимство, уважение к себе или к своему доброму имени, честность в данном слове, готовность помогать голодающим без всякого вознаграждения, – есть общим обычаем едва ли не всех здешних туземцев. В некрещенных и независимых видны следы древних обычаев. Например, у Коряков нарушение целомудрия наказывается смертью…

***

Во всей Камчатской епархии, можно сказать, совсем нет ни воровства, ни убийства; по крайней мере, почти не было примера, чтобы собственно Тунгус, или Камчадал, или Алеут, были под судом за сии преступления.

***

В прошедшем письме моем из Камчатки я имел честь писать Вам о том, что Колоши и Чукчи начали принимать св. крещение; к сему надлежит прибавить, что до Пасхи (1843 г.) Колош всех окрещено 102 человека, в том числе 2 шамана, и все, кроме 2-х, взрослые мужчины, которые, как пишут, теперь готовят к крещении жен и детей своих. Видели крещение Колош Ситхинских и их соседи Колоши Проливские и, пишут, только ждут к себе проповедника. Слава и благодарение Господу.

Письмо 44, Иннокентий, Епископ Камчатский, 5 апреля 1844 года, Ново-Архангельск

Итак, благодарю моего Бога за то, что я дожил до сего времени, и во все время был совершенно здоров. 7-го августа прошедшего 1843 года, отправясь из Охотска на одном из лучших судов Компании, 6 сентября мы были уже дома. И если бы противные и свежие ветры не задержали нас в Курильской гряде, то мы могли-бы прийти в Ситху в 23 или 24 дня. Так, наконец, становится близка Америка! Прежде, бывало, путешествовали три года.

***

Колоши, соседи наши, слава Богу, продолжают креститься. На Светлой неделе окрещено их 35 человек, по собственному их вызову, а не по убеждению чьему-либо. Крещенные же до сего Колоши, в прошедший пост, все, находящееся подле крепости, исполнили долг очищения совести, без всякаго с нашей стороны побуждения; и при этом случае они нисколько не отставали от русских, то есть, постоянно ходили в церковь чрез всю неделю, в церкви стояли чинно, и проч. Нельзя не радоваться этому. Они крестятся без всяких приманок; кроме крестиков и образов, им ничего не дается.

Письмо 99, Иннокентий, Епископ Камчатский, 31 июля 1851 года, Аянский порт

Зимою 1849 г. миссионер, сверх обыкновенной поездки на реку Кускоквим, в Кодмаковский редут, ездил по лежащим вниз по реке от миссии селениям, т. е. по тем же самым, мимо которых он плавает летом в Михайловский редут и обратно. Цель его сей поездки была главная та, дабы видеть, како вернии пребывают в их самых жилищах, в кругу семейств своих и между некрещенными; а с тем вместе более ознакомиться с их образом жизни, занятиями и проч. и дать им нужный и приличный наставления. Таковую поездку делал миссионер еще в первый раз и без всякого предуведомления о том жителей; а потому, приезд его в селения крайне удивлял многих. Но везде, где только он был, его принимали с большим радушием, с любовью и радостью, а из домохозяев каждый желал, чтобы миссионер остановился в его юрте; но он обыкновенно останавливался у старшин. – Миссионера особенно удивил своим приемом один старшина – старик. Он, поздоровавшись с миссионером на улице с прочими, как следует по-христиански, когда он вошел к нему в юрту, то старик с особенным чувством взял миссионера за голову и поцеловал его; и потом чрезвычайно захлопотал об угощении его всем, что у него было запасено. Миссионер говорить, что, когда старик поцеловал его в голову, «сердце мое облилось утешительными слезами, причем я вспомнил, что этот самый старик в прошедшие годы, до принятая христианства, был сильным противником мне и врагом христианства, а теперь сделался усердным христианином и, в любви христианской, расположенным ко мне; и прочие неизъяснимый, утешительный и благодарный Богу чувства родились во мне». Миссионер, проживая в юртах, где останавливался, не изменял своих обычных молитв, утренних и вечерних; и когда он вставал на молитву, – а это по необходимости надобно было делать при всех, – то все крещенные, без всякого понуждения, тот час также вставали на молитву, а между некрещеными прекращался говор и шум.

Письмо 104, Иннокентий, Епископ Камчатский, 20 августа 1851 года, Аянский порт

Слава Богу, прославляющему нашу Святую Русь-Православную во бранех и в политике. Слава Богу, даровавшему нам Православие. Нам остается теперь только молить Его, дабы не отнялось от нас это сокровище, а оно очень, очень может быть отнято за нестерпимые грехи наши и безотчетное, пристрастное подражение иноверным.

  

Печатается по материалам: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/pisma-tom-1/#0_99

Комментирование запрещено