Книжная полка. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо

Иоанн Лествичник

Приведу несколько строк из книги человека, который так обращается к молодым людям своего времени: «Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости: ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости. Юные! Потрудимся ревностно, потечем трезвенно; ибо смерть неизвестна. Мы имеем врагов лукавых и злых, коварных, пронырливых, державших огонь в руках и желающих сжечь храм Божий тем самым пламенем, который в нем, врагов сильных и никогда не спящих, невещественных и невидимых. Итак никто из юных не должен слушать враждебных бесов, когда они внушают ему, говоря: «Не изнуряй своего тела, чтобы не впасть в болезнь и немощи…»

О лжи

1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.

9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.

О любезном для всех и лукавом владыке, чреве

2. Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу».

5. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты.

6. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его: а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.

15. Время веселия и утешение пищею для совершенного есть отложение всякого попечения: для подвижника — время борьбы; а для страстного — праздник праздников и торжество торжеств.

О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить

3. Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу.

5. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи. укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.

11. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни, или еще больше.

О малодушной боязливости или страховании

2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.

3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца. тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.

6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники. и гробокопатели не боятся.

Источник:

Лествица, возводящая на небо — М., Издательство Сретенского монастыря, 2013 г. — 592 с.;

Комментирование запрещено