Столпы веры. Тихон Задонский

Тихон Задонский

«Ты очень выгодный гость!» — поднимаюсь навстречу другу — «Положил на черный хлеб два кусочка огурца — вот тебе и бутерброд». «Ничего страшного, я в январе отыграюсь» — беззлобно отшутился и положил на стол книгу — «Видишь закладку, там полторы страницы всего».

«А ты чего смурной такой?»

«Представляешь, стою в очереди к банкомату. Подходит девушка. Увидела, что молодая пара, увлеченная друг-другом забыли в банкомате деньги и собираются уйти. Нетонкая бумажная пачка красноватого оттенка, между прочим. Докричалась до них, те вернулись. Растерянно забрали деньги и, обернувшись несколько раз, ушли. Оторопевшая очередь стоит. Дескать, пропускаем. А она развернулась, спросила последнего и спокойна встала в конец очереди», — он с досадой куснул себя за ноготь, — «Надо было подойти, заговорить. Растерялся».

«А как выглядела-то?», — спрашиваю.

«Да не помню я, вроде все как у всех. Глаза только остались в памяти. Отстань, вообщем. То место, где закладка — обязательно прочти».

Тихон Задонский. Статья 77 «Светильник», «Сокровище духовное», Задонский монастырь, 1777 — 1779 г.г.

Что светильник в доме, то вера живая в сердце человеческом. Светильник зажигается от человека. Светильник веры зажигается от Святого Духа через слышанное слово Божие, по написанному: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Когда светильник в доме горит и сияет, все ясно в доме, живущие в нем все видят, ходящие не спотыкаются, и каждый свое дело делает, потому что от светильника освещается. Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого, как видимого, и прочее невидимое, как видимое, видит и дела, приличествующие христианскому званию, делает. Когда светильника в доме нет, в доме темно. Так, когда в сердце человеческом нет светильника веры, там не что иное, как только тьма и всякое заблуждение. Чтобы в доме горящий светильник не угас, должно подливать елей. Так, чтобы светильник веры в сердце не угас, должно:

1) Читать или слушать, и рассуждать о слове Божием и прочих христианских книгах;

2) Молиться прилежно Богу;

3) Причащаться Святых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых;

4) Творить дела милости. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Признаки светильника веры, в сердце человеческом горящего, в Святом Писании следующие:

1) Такой человек слово Божие читает или слушает, и в нем прилежно поучается;

2) Бога сердечно призывает, молится и благодарит Его за все благодеяния;

3) Со всяким усердием старается жить достойно звания христианского и Евангелия;

4) Веру свою к Богу показывает добрыми делами, как требует апостол: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2:18);

5) Всякого греха остерегается, и против всякого греха сражается, и не допускает, чтобы он владел им;

6) В мире этом живет, как странник и пришелец и всегда возводит сердечные очи к небесному Отечеству и воздыхает, а потому к мирским вещам не прилепляется сердцем, но все со страхом и по нужде употребляет. Такого ничто в мире этом не веселит, кроме одного Бога и надежды вечной жизни;

7) Явный знак светильника веры, горящего в сердце человеческом, — радость духовная, в сердце ощущаемая, радость о Святом Духе, радость о Боге, которая в псалмах изображается: «Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге Живом» (Пс. 83:3), ибо где вера к Богу, там и любовь к Богу; где любовь к Богу, там и радость о Боге, что любим, тому и радуемся.

Из этого видно, каковы признаки веры, в сердце человеческом угасшей, а именно:

1) Беззаконная жизнь, противная слову Божию. У блудника, прелюбодея и всякого нечистого угасла вера. У вора, насильника и грабителя угасла вера. У злобного, ненавидящего и отмщением дышущего угасла вера. У клеветника, досадителя, укорителя, поносителя и ругателя угасла вера. У лицемера, лживого и льстивого угасла вера. Словом, у всякого беззаконника, который совести своей не хранит, но против нее поступает, угасла вера, а вместо светильника веры, в них тьма неведения Божия. «Что общего у света с тьмой?» (2 Кор. 6:14). Свет — это вера, тьма — беззаконная жизнь. Что общего у веры с тьмой беззаконной жизни? Таковые, хотя Богу и молятся, но молятся лицемерно, ибо «сердца их далеко от Бога отстоят. Им приличествует слово Божие: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8; Ис. 29:13);

2) Презрение слова Божия и от Него отвращение;

3) Оставление молитвы;

4) Удаление от причастия Святых Таин Христовых. Без них вера быть и сохраниться в сердце человеческом не может;

5) Пристрастие к временным вещам: богатству, чести, славе и роскоши. Вера — это дар небесный, поэтому сердце человеческое от земного мудрования отвлекает и подвигает к мудрованию небесному. Такой человек грешит против апостольского слова: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).

Христиане, которые имеют светильник веры горящим в своих сердцах и его до конца будут иметь, выйдут навстречу Жениху Христу, пришедшему судить живых и мертвых, и с Ним войдут в чертог небесный, как мудрые девы: «Будь верен до смерти», имеющий этот светильник в себе, «и дам тебе венец жизни», — говорит тебе Христос Господь (Откр. 2:10). А те, которые светильника этого не будут иметь в своих сердцах, не удостоятся встретить Христа Царя, и до чертога того не будут допущены, а останутся вне его и услышат от Христа Царя: «Не знаю вас» (Мф. 25:12). Христианин, страшно слово это слышать от Христа христианам: «Не знаю вас!» Обратимся всем сердцем к Богу, и да зажгутся наши светильники благодатью Его. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). «Ты просветишь светильник мой, Господи; Боже мой, Ты просветишь тьму мою» (Пс. 17:29).

Печатается по материалам: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4051

Комментирование запрещено