Финансовые пирамиды

Финансовые пирамиды
«Финансовая пирамида» — название условное. Эти структуры могут называть себя клубами, сообществами, кассами взаимопомощи, даже получать банковские лицензии. Оно относится ко всем организациям, которые, основываясь на слабостях характера или отсутствии у людей соответствующих знаний, собирают у них материальные ценности. Это могут быть деньги, средства их заменяющие или ценности, реальные или мнимые.

Впервые признаки «финансовой пирамиды» появились в Голландии начала 17 века. Ни до, ни после этих событий никогда размер экономической катастрофы не приобретал размеры общенационального бедствия и не стоил Голландии первого места в борьбе с Великобританией за колониальные рынки. «Тюльпанная лихорадка» разразилась в Голландии в конце 16-го – середине 17 веков. Как и большинство других декоративных растений, тюльпан попал в Европу с Ближнего Востока. Цветок тюльпана обладал одной интересной особенностью. Из его луковиц вырастали красивые цветки той или иной окраски, а через несколько лет она неожиданно менялась: на лепестках появлялись полосы, каждый раз разных оттенков. Сейчас уже известно, что это результат вирусного заболевания тюльпанов. Но тогда это выглядело чудом. Если торговец бриллиантами должен был купить за большие деньги новый алмаз и огранить его по-новому, то владелец одной-единственной тюльпанной луковицы мог стать владельцем нового, неповторимого сорта, стоившего на тюльпанном рынке уже на несколько порядков больше. Так появилось нечто, ставшее объектом всеобщего ажиотажа.

В 1612 году в Амстердаме был опубликован каталог с рисунками 100 разновидностей тюльпанов. Новым символом преуспевания заинтересовались многие европейские королевские дворы. Тюльпаны подскочили в цене. За одну луковицу цветка можно было получить стадо из 46 коров. Однако тюльпаны — растения сезонные. До тюльпанного бума торговля ими ограничивалась периодом с мая, когда луковицы цветов выкапывали, до октября, тогда их сажали, а зацветал тюльпан следующей весной. Но бешеный спрос на цветы существовал круглый год! Такое положение вещей никак не устраивало «тюльпанных брокеров», терявших в мертвый сезон прибыль. И тогда сделки на тюльпаны начали заключаться в виде контрактов на урожай следующего года. Риск для покупателя, конечно, был, но и цена была, соответственно, меньше. То есть, если рискнуть и купить будущие тюльпаны в ноябре или декабре, то весной их можно было продать на порядок или даже на несколько порядков дороже. А отсюда уже всего один шаг до настоящих фьючерсных (future (англ.) — «будущее») сделок, и этот шаг был тут же сделан. В конце 1635 года тюльпаны стали «бумажными»: большая доля их «урожая» 1636 года приобрела вид фьючерсных контрактов (то есть договоров на покупку еще не произведенного, в нашем случае – еще не выращенного товара). Что случилось дальше? Началась перепродажа контрактов, как любых других ценных бумаг. В 1636 году тюльпаны стали предметом большой биржевой игры. Появились люди, рисковавшие перекупать «бумажные» цветы в течение лета, чтобы продать их еще дороже следующей весной перед началом сезона. Современник описывал сценарий подобных сделок так: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста и сразу продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов и их иметь не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии».

Цены росли. Чтобы привлечь людей небогатых, продавцы начали брать небольшие авансы наличными, а в залог остальной суммы шло имущество покупателя. Например, стоимость луковицы одного из сортов тюльпана составляла в то время: «2 лоуда (2,25 кубометра) пшеницы, 4 лоуда ржи, 4 жирные коровы, 8 жирных свиней, 12 жирных овец, 2 меха вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 1000 фунтов сыра, кровать, шкаф с одеждой и серебряный кубок».

Первый тревожный звонок прозвенел в конце 1636 года, когда производители тюльпанов и городские магистраты наконец увидели, что торговля идет в основном «бумажными» тюльпанами. С резким увеличением количества игроков на тюльпанной бирже цены стали скакать в ту и другую стороны быстрее, чем понижался или поднимался реальный спрос. В хитросплетениях рынка могли разобраться только эксперты. Они и посоветовали в начале 1637 года снизить покупки. Покупки фактически прекратились, все продавали. Цены падали катастрофически. Разорялись и бедные, и богатые. «Тюльпанная лихорадка» продолжалась 12 лет. Застой в других, «нетюльпанных» областях голландской экономики дорого обошелся стране. Некоторые потом даже сочли, что именно в период тюльпанного безумия главный конкурент Голландии — Соединенное Королевство сумело перехватить многие исконно голландские рынки за границей.

В Голландии впервые наблюдались главные признаки «финансовой пирамиды»:

  • ожидания от вложений неоправданно-высоких и быстрых прибылей;
  • ограниченность, искажение или заведомо ложная информация об объекте вложений;
  • непроизводственный характер вложений;
  • относительно кратковременная возможность получение сверхприбылей за счет привлечения в «игру» других участников;
  • разорение большинства участников процесса.

Не хватало только одного признака – организации самого процесса обмана в интересах заранее определенного круга лиц. Этот признак был добавлен гораздо позже и в самых разных странах. Кроме того, с развитием финансового рынка появляется понятие процентной ставки дисконтирования, именно и помощью ее неоправданного завышения в сети «финансовых пирамид» будут привлекаться новые жертвы в будущем. Процентная ставка обычно состоит из двух составляющих:

  • безопасной процентной ставки;
  • премия за риск инвестирования (вложения) в указанный актив.

Безопасная, или минимальная, процентная ставка на развитых финансовых рынках равняется процентной ставке по государственным долговым обязательствам (облигациям), хотя реальная доходность таких ценных бумаг может быть и отрицательной (с учетом реального уровня роста потребительских цен (инфляции)). Таким образом, чем выше разница между общей процентной ставкой и ее безопасной частью, тем больше рискует вкладчик своими средствами. Это должен понимать каждый.

Рассмотрим на примерах современный нам вид «финансовых пирамид». В них появился главный признак: исчез элемент случайности, совпадения, все эти структуры с самого начала задумывались их организаторами с целью обмана большинства из своих так называемых «вкладчиков».

Финансовые пирамиды

Начнем, на мой взгляд, с наиболее яркого зарубежного примера. Компания «Bernard L.Madoff Investment Securities LLC». Компания была создана Бернардом Мэдоффом в 1960 году на Уолл-стрит и имела статус одной из самых прибыльных и надежных среди инвестиционных фондов в США. По данным самой компании, она управляла капиталом свыше 17 миллиардов долларов. Пирамида Мэдоффа рухнула после того, как финансист раскрыл всю правду о махинациях своим сыновьям Марку и Эндрю, являющимся высокопоставленными сотрудникам его же теперь закрытой финансовой компании, которые передали эту информацию властям. Обманутые граждане и финансовые институты инвестировали в бизнес Мэдоффа сотни миллионов долларов. В списке обманутых инвесторов оказались не только самые состоятельные граждане США и знаменитости, но и крупнейшие мировые банки — BNP Paribas, HSBC, Credit Agricole, Societe Generale, Natixis, Nomura, Royal Bank of Scotland, UniCredit. В июне 2009 года Бернард Мэдофф был приговорен к 150 годам тюрьмы. На тот момент ему исполнился 71 год. В суде он признался, что в течение 20 лет обманывал инвесторов и контролирующие структуры. Он не совершал никаких сделок, а просто перечислял все деньги на свой банковский счет, выдавая из него средства по требованию клиентов в виде «прибыли».

Когда у человека, которому привык доверять, на титульной картинке в одной из социальных сетей появился логотип «МММ 2012», сомнений по поводу того, о какой из отечественных пирамид следует написать, не осталось. Объединение «МММ» было зарегистрировано в 1992 году Сергеем Мавроди и специализировалось на приеме денежных вкладов от населения в обмен на собственные акции. В то время немного людей знало, а еще меньше осознавало для себя значение слова «акция». Различие между номинальной и фактической стоимостью акции понималось не полностью. За пять лет существования «МММ» у компании было куплено 27 миллионов акций и 72 миллиона билетов. Во времена расцвета АООТ «МММ» обещало прибыль в размере 200% от номинальной стоимости акции или билета в месяц. По разным оценкам, общая сумма задолженности основателя «МММ» перед гражданами составляет от четырех до пяти миллиардов рублей.

Что заставляет людей отдавать деньги компании с тем же названием сегодня? Появилась идеология. Если раньше ничего кроме счастья потребителя в рекламных роликах компании не было, сегодня создается общество людей, которое, как оно думает, противостоит и борется с насквозь прогнившей финансовой системой мира. Разработан «кодекс участника МММ», состоящий из 11-ти пунктов, который условно можно разделить на 4-ре части:

1) Квазифилософия (2 пункта):

  • Принимаю цель МММ – создать справедливую финансовую систему;
  • Верю, что в наших силах создать мир, в котором люди живут в Любви и достатке.

2) Экономия на рекламных затратах (3 пункта):

  • Единственная бесплатная реклама – это сарафанное радио. Вся прочая реклама – это огромные затраты и лишняя нагрузка на систему. Потому рассказываю об МММ везде, где это возможно и уместно:
  • Я понимаю, что МММ развивается только если участники её развивают. Я понимаю, что даже десять моих знакомых, с которыми я поделюсь информацией – это значимый вклад в общую рекламную кампанию;
  • Все мои знакомые узнают, что я участвую в МММ. Ибо не стыжусь этого, а горжусь, что хватило отваги и скорости мысли.

3) Максимально возможное увеличение периода краха системы (3 пункта):

  • Обязуюсь оберегать кассу взаимопомощи в трудные периоды;
  • Даю слово, что в любом случае усилием воли справлюсь с собственной паникой;
  • Я понимаю, что распространяя сомнения, я ослабляю МММ и увеличиваю собственный риск. С людьми вокруг буду делиться светлыми образами и хорошим настроением.

4) Полный уход от ответственности (3 пункта):

  • Вложенных денег в любом случае не жалко, ибо вкладываю не последние и понимаю, что помогаю другим людям;
  • Вступаю в МММ, чтобы сначала помочь другим участникам, а потом получить помощь самому;
  • Осознаю, что существует риск не успеть получить помощь. Посему 100% ответственности за участие беру на себя.

За исключением появления идеологии, ничего не изменилось. Раньше вновь входящие в эту систему люди обеспечивали своими деньгами увеличение доходов опытных «вкладчиков», так происходит и сейчас. Только слово «акция» заменили термином «личный электронный счет». В этом — веяние времени и понимание возможности привлечения интернет-аудитории.

Два вопроса, над которыми размышляю:

  • Почему молодые, талантливые люди тратят свое время на то, что помогают кому-то делать нечто ненужное и опасное;
  • Смогут ли они ответить на множество других вопросов людей, за счет разорения семей которых они смогли найти для себя ответ на первый вопрос.

Автор: Максим Михайлов

Комментирование запрещено